Рейтинг@Mail.ru
Уваров: наложить систему на бессистемность в двоеборье не получилось - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уваров: наложить систему на бессистемность в двоеборье не получилось

Читать в

Президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Александр Уваров в первой части интервью агентству "Р-Спорт" подводит итоги выступления российской команды по двоеборью в зимнем сезоне, рассказывает о причинах перестановок в тренерском штабе главной сборной и рассуждает о будущем вида спорта в России.

- Давайте начнем с наиболее проблемного вида – двоеборья. Наиболее актуальная сейчас тема – перестановки в тренерском штабе. Ушел Леонид Чащин, однако, судя по одному из ваших комментариев, вы не жалеете о приглашении этого специалиста. Хотя, если посмотреть на результаты, существенного прогресса сборной за два года под его руководством добиться так и не удалось. Или все-таки есть сомнения относительно правильности этого шага?

- Конечно, сомнения есть. Если тренер, которого пригласили для решения конкретной задачи, не обеспечил ее исполнение, то он не справился со своей работой. А это, в свою очередь, значит, что лицо, которое его рекомендовало и принимало решение о его назначении, также несет ответственность за отсутствие результатов. В данном случае инициатором его приглашения был я.

Я имел в виду другое. Тренер приглашался, в том числе, и для изменения атмосферы внутри сборной. И, как мне кажется, эти изменения произошли. Другое дело, что они не дали результата, на который все рассчитывали. Поэтому я не вижу никаких противоречий. С приходом Чащина мы глубже поняли проблемы, которые мы имели в предыдущий период.

Как известно, в помощь к нему были приглашены норвежские специалисты, с которыми мы по окончании сезона тоже были вынуждены прервать свои отношения. И это связано не только с внутренними противоречиями, которые были у главного тренера с иностранными специалистами. Эти внутренние противоречия проистекали по причине различного видения подходов к тому, что надо делать и в какой последовательности. По причине разных оценок эффективности применяемых мер. И это не конфликт разных школ. Если серьезно смотреть на эти противоречия и не обращать внимания на эмоциональную составляющую, то для нас очевидна одна проблема, которую мы прослеживаем не только в двоеборье, но и в прыжках с трамплина. Иностранные специалисты, которые помогали нам, не справились с задачей не по той причине, что они бездарные специалисты и представляют не те школы. Напротив, они представляют лучшие на сегодня школы, но они попытались передать нам методику, которая интегрирована в их систему подготовки спортсменов.

- Вы имеете в виду, что они не сумели влиться в рабочий процесс, который сформировался в нашей стране, и не совладали с его особенностями?

- Там вся система выстроена с детского возраста. Мы же попытались их систему наложить на нашу бессистемность. И, естественно, это обернулось такими результатами. Спортсмены не справились с новыми требованиями, у них участились травмы. И это одна из наиболее серьезных проблем, с которыми мы столкнулись. Америки мы тут не открываем. Это и определяет состояние дел в наших видах спорта.

Трудности перевода


- Нельзя было заранее предугадать, что нашим спортсменам не получится привить иностранную методику?

- Дало даже не в том, чтобы привить. Ведь методики схожи – спорт интернационализирован. Если люди месяцами соревнуются друг с другом на этапах Кубка мира, уже ничего не скроешь. Конечно, надо к этому относиться с определенной долей предосторожности. Но если мы все время будем задаваться вопросом, что это не приживется, и не будем пробовать, то ничего и не получится. Определенный риск существовал, и он в конечном итоге не оправдался. Не оправдался по той причине, что мы не создали должных условий для адаптации наших специалистов.

Ведь это не только вопрос методики, это и вопрос коммуникации. В технически сложных видах спорта надо, чтобы тренер и спортсмен разговаривали на одном языке и понимали друг друга. Никакой формулой на доске не объяснишь, что он должен сделать с точки зрения технического решения. Об этом надо рассказать и донести до спортсмена, чтобы у него отложилась в голове, в подкорке нужная информация.

- А переводчики не справлялись с этой задачей? Или их и не было?

- Это сложно, потому что переводчик должен быть хорошим специалистом и досконально знать этот вид спорта. Так что в попытке решать поставленную задачу мы должны иметь в виду это обстоятельство: либо наши спортсмены должны говорить на языке тренеров, либо специалисты, которые приезжают в нашу страну, должны ощущать свою ответственность и думать, как они будут разговаривать со своими учениками. Насколько они способны на немецком, словенском или английском передать особенности техники спортсмену, который не говорит на его языке.

Есть вопросы и второго порядка, которые связаны с организацией тренировочного процесса. Сегодня трудно найти спортсмена или тренера, который бы жаловался на нехватку чего-либо. Сегодня, по большому счету, решены практически все вопросы: с точки зрения организации учебно-тренировочного процесса, с точки зрения материально-технического и финансового обеспечения. Мы имеем серьезную бонусную поддержку спортсменов за результаты. Попечители распространяют бонусы через федерацию, причем они начисляются, начиная с завоевания 30-го места на международных этапах. Мне трудно сказать, в каком еще виде спорта только попадание в "очковую зону" сопровождается бонусной поддержкой. Но мы пошли на это, чтобы стимулировать спортсменов.

Внутри сборной есть две проблемы: мы имеем хороших спортсменов, которые всегда были в лидерах в прыжковой части, и имеем неплохих спортсменов, таких как Денис Исайкин, Самир Мастиев, в гонке. Но соединить в одном спортсмене приличные результаты в обеих дисциплинах двоеборья не получается. И нам надо найти ответ на вопрос, почему не получается. Не хватает ли тренерского мастерства, или у нас есть проблемы с физиологическим состоянием спортсменов или с их потенциалом.

Если же совсем глубоко погрузиться в проблему, то двоеборье как вид на уровне детско-спортивных школ развивается по остаточному принципу: не как самостоятельный вид, а как производное либо от гонки, либо от прыжков. Мы знаем много примеров, когда парню, который не претендует на выдающиеся результаты в лыжных гонках, предлагают идти в двоеборье или, наоборот, спортсмен, который не показывает перспективные показатели в прыжках, идет в двоеборье. Так вот, на последнем заседании совета федерации я отметил, что существует иллюзия, что, совместив два плохих качества, можно получить хорошие результаты в двоеборье. Поэтому надо пересматривать всю систему, и мы над этим работаем.

- Быть может, в этом бы и помог опыт иностранных специалистов? Вы ранее говорили о том, что не собираетесь больше привлекать к работе со сборными тренеров из-за рубежа. Но привлечь их к работе по выстраиванию той самой системы, возможно, стоило бы.

- Мы сейчас думаем над тем, чтобы пригласить в страну не тренера спортсменов, а тренера тренеров. Это очень важная работа, и над ее реализацией мы работаем. Есть договоренность с руководством ведущего по нашим видам региона – Пермского края. На уровне губернатора мы сошлись на том, что подберем зарубежных специалистов, который бы там начал работать с нашими тренерами. Это позволит передать отечественным тренерам имеющийся опыт.

- Речь идет о нескольких специалистах?

- Да, будет человек, отвечающий за прыжки, и один – по двоеборью. Над этой темой мы сейчас работаем, ищем хороших специалистов, которые откликнутся на наш призыв.

- Какой формат сотрудничества предполагается? Они будут читать лекции?

- Мы хотим, чтобы они заключили с нами контракт и на протяжении года работали бы с нами. Мы не хотим, чтобы они приезжали, читали лекции и уезжали обратно. При областной спортивной школе мы должны организовать курсы, куда будем приглашать тренеров из других регионов. Будут проводиться мастер-классы, то есть вестись теоретико-практическая работа.

Надо побороть эту беду. Ведь сегодня мы решили те задачи, с которыми можно было справиться быстро. При очень серьезном напряжении сил, при поддержке страны и министра спорта Виталия Мутко, мы построили три трамплина, чего не случалось последние 30 лет. Но есть вопросы, которые требуют длительного решения. Это вопросы организации работы детско-спортивных школ, подготовки тренеров, которым еще нужно найти преподавательский состав. И это дело не одного дня.
Сейчас мы пошли по другому пути. Вместе с ректором и преподавательским составом Чайковского института физкультуры проводим курсы повышения квалификации тренеров. Впервые за многие десятилетия. Всего их проходят 32 тренера, 12 из которых – из Пермского края. Также мы разрабатываем концепцию, которая будет положена в техническое задание учебника для детских спортивных школ по прыжкам на лыжах.

Курс на Пхенчхан-2018


- То есть отсутствие сегодня результата – следствие отсутствия базы, на которую он мог бы опираться?

- Было бы неправильно сейчас говорить, что результата нет. Это было бы оскорбительно по отношению как к тренерам, так и спортсменам, большинство которых самозабвенно отдаются любимому виду. Сегодня нам не хватило пары лет, чтобы реализовать этот потенциал. Только с июля прошлого года мы провели в стране десять международных соревнований, в которых приняло участие 750 спортсменов. За год это позволило нам увеличить число российских участников международных соревнований до такого уровня, сколько не участвовало за прошлые пять лет.

В декабре наша команда по двоеборью съездила в США, не решив тех задач, которые перед ней стояли. Более того, многие считают, что решение поехать туда на этапы Континентального кубка, большая часть которых не состоялась, было не совсем правильным. Этот выезд отнял много сил, почти десять дней тренировочного процесса, и негативно сказался на подготовке к первенству мира.
Именно по этой причине международные соревнования в России нам нужны в первую очередь для установления международного стандарта. Без этого нам реализовать свои задумки будет невозможно. Мы идем на то, чтобы создавать Кубки FIS, Гран-при для юношей. Это позволяет спортсменам открывать дверь в мировой спорт. Это очень важно. Сегодня мы хотим, чтобы и в Чайковском, и в Тагиле иметь по Кубку FIS. Работаем и по Санкт-Петербургу, в котором нам надо восстановить Кавголовские игры. Одним из его прототипов мог бы стать Кубки FIS под условным названием Балтийский кубок.

- То есть, до реализации потенциала остается около двух лет…

- Это, конечно, условно. Тому, кто в этом сомневается, будет сложно доказать обратное. Два года тоже можно было использовать по-разному. Можно было за эти два года не допустить ошибок, а можно было наделать их еще больше. Мы считаем, что будь у нас сегодняшние возможности году эдак в 2008-м, то в Ванкувере мы бы ничего и не изменили, но к Сочи были бы готовы.

- В таком случае, можно ли предположить, что прогресс в результатах должен быть наглядно виден к следующим Играм?

- Проверкой на правомерность такой постановки вопроса и будет участие нашей команды в Олимпийских играх в Южной Корее в 2018 году.

- А есть ли уверенность в том, что отношение государства к вашим видам спорта после Олимпиады не изменится в худшую сторону и после Сочи прогресс ваших видов не замедлится?

- У меня есть уверенность, что этого не произойдет, в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, развитие спорта в стране связано не столько с проведением Игр в Сочи, сколько с возрождением страны, национального духа и стремлением оздоровить нацию. Во-вторых, это связано с тем, что мы интегрированы в мировой спорт и отказ от видов спорта бьет по престижу страны. И в-третьих, нельзя не учитывать рост числа занимающихся нашими видами спорта. Ведь никто не собирается те же трамплины в Чайковском и Тагиле после Игр сносить. Они и строились не для Сочи, а для возрождения спорта в стране.

Ведь наши виды спорта – старейшие в стране, вместе с олимпийским движением в России они не так давно отметили столетие. Поэтому я думаю, что с ростом результативности и улучшением качества спортивных сооружений приток желающих заниматься этими видами спорта ускорится. И не учитывать их желание никто не сможет.

Главное, чтобы наша страна развивалась, крепла, потому что наши виды спорта находятся в прямой зависимости от того, в каком состоянии государство. Если посмотреть на хронологию развития наших видов в стране, то катаклизмы в стране всегда серьезно били по ним. Спорт наш дорогостоящий, и никто инвестировать в проект стоимостью 2 миллиарда рублей – столько стоит трамплинный комплекс вместе с лыжным стадионом вместе с лыжным стадионом в том же Тагиле – не будет. Коммерческая составляющая в этом виде спорта невелика.


Жукова вернул дефицит кадров

- Если вернуться к выступлению сборной по двоеборью и проанализировать уже минувшую двухлетку, то какой позитив можно в конечном итоге извлечь из работы Леонида Чащина?

- Я бы не хотел, чтобы меня рассматривали как апологета Леонида Чащина, эту роль на себя не беру. Я президент федерации, и если я принимаю решения, то руководствуюсь не личными симпатиями или антипатиями, а необходимостью решать задачи на том или ином этапе. Что касается спортивной составляющей, то задачи не решены. А вот относительно создания атмосферы в команде, улучшения работы по восстановлению и оздоровлению спортсменов, улучшения работы по индивидуальной подготовке задачи были решены. Но решены для достаточно узкого круга спортсменов.

- Вы отметили атмосферу в команде. После расставания с командой у меня состоялся разговор с Чащиным, и он заверил, что возвращение в сборную Сергея Жукова негативно воспримут многие члены национальной команды. Что с ним ведущие двоеборцы работать не хотят. Есть ли у вас такое ощущение?

- Не хотел бы давать оценку словам Чащина, это его точка зрения, и только он вправе от нее отказаться. Отмечу лишь, что Сергей Иванович Жуков работает в сборной не один десяток лет, были периоды, когда он уходил и потом опять возвращался. Этот факт говорит о том, что есть как позитивные, так и негативные моменты в его работе. С одной стороны, если освобождали от должности, то было неудовлетворение результатами, но раз потом приходил, то лучше, значит, нет. Дефицит тренерских кадров и приводит к тому, что тасуем их, а должного результата не имеем. Это уже третья смена в тренерском составе по ходу олимпийского цикла. Даже в школе смена преподавателя ощущается – ученикам приходится трудно. Что же говорить о спорте высших достижений. Позитивного в частых переменах тренерского состава мало. Но это вынужденная мера.

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Хоккей
    28.03 17:00
    Металлург Мг
    Спартак Москва
  • Хоккей
    28.03 19:30
    Локомотив
    Авангард
  • Хоккей
    Завершен
    Тампа-Бэй
    Бостон
    3
    1
  • Хоккей
    Завершен
    Баффало
    Оттава
    2
    6
  • Теннис
    Завершен
    Т. Махач
    Я. Синнер
    42
    66
  • Теннис
    28.03 20:00
    А. Зверев
    Ф. Марожан
  • Теннис
    29.03 02:00
    К. Алькарас
    Г. Димитров
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала